Философия оргсхемы
Философия оргсхемы
08.01.2020

Когда в компании работает несколько десятков или сотен, или тысяч сотрудников, то компании нужна организующая схема. Это не просто прихоть или дань моде, — это инструмент управления руководителя. Оргсхема показывает всю структуру управления компанией.

Оргсхема упорядочивает положение сотрудника в компании. Показывает – кто кому подчиняется и кто за какие функции отвечает. Кроме того, на оргсхеме, кроме функционала ещё прописываются Ценные Конечные Продукты департаментов, отделов, секций, и в результате — каждый сотрудник знает, что он должен получить в результате, за что он получает зарплату в конце месяца. И руководитель знает.

Уже одно это позволяет поднять эффективность.

Но, кроме этого, оргсхема — это наглядная модель бизнес-процессов в компании. Сотрудники используют её для передачи информации по коммуникационным линиям напрямую, не загружая своих руководителей второстепенной рутинной информацией. Это позволяет руководителям сосредоточиться на управлении, на своей работе, которую кроме них никто не сделает.

Ведь пока руководитель за сотрудников принимает решения по каждому действию, уходит его ценное время. С сотрудников снимается ответственность за решения. Процессы затягиваются. Это приводит к завалам и «пожарам» в работе компании. А оргсхема позволяет минимизировать эти проблемы.

Также, в оргсхеме традиционно присутствуют 21 отдел, или 21 функция, показывающая процесс производства продукта компании. Временами я вижу, как в разных компаниях эти отделы перепутаны, или совмещены под идеей «это же одно и то же». И получается у нас администратор зала, который занимается продажами. Или маркетолог, который занимается пиаром, бухгалтер, который занимается планированием закупок и менеджер по персоналу, который занимается всем подряд.

На самом деле, оргсхема содержит в себе не только отделы. Каждому отделу, каждой такой функции соответствует свой определённый уровень осознания. Когда человек осознаёт себя кем-то, или в какой-то конкретной «роли» находится. Эта роль показывает ему направление – в котором ему надо двигаться, чтобы делать то, что должно.

Например: основатель компании. Какое у него осознание есть? Ну, или должно быть? Всё просто, он — источник. Толковый словарь Ефремовой говорит про это слово так:

Источник: то, что даёт начало чему-л., служит основанием чего-либо., является тем, откуда исходит, берётся, черпается что-либо. В переносном смысле - причина чего-либо.

Организующая схема

Как это относится к основателю бизнеса? Напрямую. Он – является тем, откуда взялась компания. Он причина создания и продолжения жизни компании. Ведь основатель придумал бизнес-идею: какой продукт он будет производить, или какую услугу будет предоставлять. Это первая и многим понятная идея.

Но это ещё не всё. Есть ещё несколько важных задач, которые основатель, собственник, учредитель должен делать, чтобы соответствовать своей «роли» источника.

  1. Источник целей. Кто ставит цели перед предприятием? Основатель. Ибо, если кто-то ещё ставит цели, то тогда и этот «кто-то» приобщается к роли источника. И этим нарушается движение компании.

  2. Источник правил. Мы их называем «оргполитиками» - те главные и нерушимые правила, по которым компания должна жить и развиваться, чтобы соответствовать цели основатели и его замыслу.

  3. Источник финансов. На начальном этапе компания должна откуда-то получить финансирование. Да и в процессе бывает для развития нужны дополнительные средства, и это инвестирование должен компании обеспечивать основатель. Потому что для инвестора будет странно проводить переговоры с сотрудниками компании, а не с собственником.

  4. Источник недвижимости. Конечно, не у всех компаний есть своя недвижимость, кто-то её арендует, кто-то только строит. Но в любом случае — где выбрать место для офиса, а где для производства – задача основателя. Мы будем покупать своё, или будем арендовать, или – строить? Делать капитальный ремонт или обойтись косметическим – это всё решения основателя.

  5. Источник технологии. В каждой компании есть технология производства продукта или оказания услуги. Это могут быть свои собственные технологические процессы. Или просто некоторые «ноу-хау» действий. Но они всегда есть. И основатель их разрабатывает сам. Или покупает у тех, кто разрабатывает. Или нанимает на работу разработчиков, чтобы те такую технологию создали. 

    У наших клиентов были технологии создания нефте-проводов, создания коллекций женских платьев, производства удобрений и био-добавок. Даже если компания занимается только продажами, без своего производства, всё равно у неё есть технология – технология закупок определённых товаров по определённым принципам. И придумать, найти, разработать такие правила и технологии – задача основателя.
  6. Источник новых продуктов. Мир не стоит на месте. И те компании, которые остановились в развитии, уходят с рынков. Например, по рейтингу Forbes, в 2008 году крупнейшими компаниями в мире были HSBC Holdings (банковское дело), General Electric (производство электронной и электротехнической продукции), Bank of America и JPMorgan Chase (банковское дело). Но сейчас, в 2018 году этих компаний нет даже в первой двадцатке. Их место заняли Apple, Google, Microsift, Facebook. Поэтому, если основатель хочет, чтобы его компания не ушла на задворки рынка, то ему надо постоянно быть источником новых продуктов. Держать руку на пульсе.  

 Это мы рассмотрели «роль» основателя, или его уровень осознания. Не правда ли, когда под таким углом посмотришь на бизнес, то становится немного понятнее, чем именно должен заниматься первый руководитель большую часть своего времени.

— А всем остальным — спросите вы, — кто же должен заниматься всем остальным?

— Этим должны заниматься другие сотрудники, — отвечу я прописной истиной. И именно так мы и разбираем на нашей консалтинговой программе по разработке организующей схемы компании каждый из двадцати одного отдела. Чтобы было отчётливо видно и ясно — не только, кто кому подчиняется или кто за что отвечает. Но и его уровень осознания.

Напишите, пожалуйста, было ли Вам полезно узнать про данный уровень осознания? Писать дальше? Кто хочет узнать больше?

С уважением, Александр Варламов

Недавно добавленные

27.10.2020
Каждый, кто учил сотрудников знает, что с первого раза не все запомнят 100500 ваших слов. Я уж молчу про алгоритмы, технические этапы, обязательные регламенты и элементарные правила. И вам придется повторять несколько раз одно и то же, при этом потом человек всё равно имеет большой шанс ошибиться. Кроме того, ваше время достаточно ценное, и очень обидно обучать стажера недели три, а он потом не выходит на работу одним хмурым утром.
07.10.2020
Время от времени меня люди ставят в тупик вопросом: - А чем вы в БизнесФорвард вообще занимаетесь? Мы тут работаем-работаем, создаём-создаём. А про нас почему-то не кричат из всех утюгов, как про кандидатов в депутаты. Конечно, те, кому мы действительно нужны, о БизнесФорварде знают, это без вопросов.
02.10.2020
Как забота о клиенте увеличивает доход компании. Разговариваю с одним маркетологом. Спрашиваю его, где он печатает свои материалы. Он называет типографию, неважно какую, например – Алладин принт. Я говорю: - Почему там? Эта типография ведь не самая дешёвая?
21.09.2020
На що керівники бояться дивитися? Одна з таких областей, на які ми боїмося дивитися - це гроші. Один з перших питань, яке я задаю керівникові: - Як йдуть справи останній рік? Вгору, вниз, або на одному рівні?
15.09.2020
Во многих растущих компаниях есть проблема с руководителями. Не в смысле того, что руководители плохие, а в том смысле, что руководителей не хватает. Ведь работа руководителя подразумевает определённые знания и умения в разных сферах: Надо уметь организовывать группы из отдельных сотрудников; Ставить им задачи, контролировать выполнение; Профессионально разбираться в той области, в которой работает компания. Однажды я был свидетелем того, как в Киевстар подходили к вопросу подготовки руководителей. Она проходила в три этапа: