Шесть признаков неэффективного директора
Шесть признаков неэффективного директора
28.01.2021

Каждый из нас в жизни сталкивался с разными управленцами. Какие-то хорошие их черты мы стараемся скопировать, но какие-то слабости и неверные действия попадают к нам без нашего на то желания. Я много видел разных руководителей на своих проектах и постарался объединить их слабые черты в список. И вот что получилось.

Признак 1 : ругать подчинённых в присутствии посторонних
Наши сотрудники могут нам простить многое, даже ругань. Особенно, если по делу. Но если то, что руководитель говорит сотруднику негативное слышит ещё кто-то, то тем самым руководитель очень конкретно обесценивает сотрудника. Лучше бы он его лопатой бил, меньше вреда бы принёс. Синяки сойдут через неделю, но душевные раны затягиваются годами.

Иногда я лично наблюдал такие «казни», и у самого потом мурашки по коже шли от негатива. Что интересно, спустя полгода эти сотрудники из компании пропадали. Появлялись в других местах и работали там достаточно эффективно.

Возможно, что у такого директора есть ложные данные, почерпнутые из странных книг, по типу «чтобы сотрудники уважали, надо, чтобы они боялись», «чтобы люди работали, их надо больше ругать и реже хвалить».

Признак 2: он выделяет любимчиков
Такое бывает зачастую незаметно от самих руководителей, когда есть кто-то, кого мы выделяем среди других. И не обязательно это те, кого мы чаще других хвалим. Это может быть и другая ситуация.

Например, у нас авральный проект, все задерживаются до 22.00, но один из участников уходит ещё в 18.00. Естественно, ведь у него… и дальше идёт веская причина – дети дома (а типа у других нет детей), кошка рожает (у других нет животных) и так далее. Руководители иногда слишком дружелюбны к таким несчастным и обиженным жизнью людям. И то, что другим вышло бы в большие проблемы на фирме, этим «жертвам обстоятельств» руководители просто прощают. В результате способные сотрудники начинают разочаровываться в целях компании. Потом уходят, или работать начинают «без огонька».

Я однажды был на проекте, и вижу: на складе компании сотрудница, которая вышла внеурочно за свою коллегу, работает в марлевой повязке, потому что была в предгриппозном состоянии. И когда я спросил, почему она вышла внеурочно, то услышал фразу с очень сильным сарказмом: «потому что моя напарница заболела, моя добрая начальница её отпустила, но работать кому-то же надо, вот я и работаю».

Это простой вариант. Гораздо хуже бывает, когда начальник отдела закупок ворует, но директор про это молчит, потому что начальник отдела вместе с ним ездит на рыбалку, охоту, и вообще его старый школьный друг.

Репутация таких руководителей падает очень сильно при выделении любимчиков не по результатам, а по другим качествам. И, снова-таки, продуктивные и порядочные сотрудники будут уходить. А серые и бестолковые будут оставаться.

Признак 3: неэффективный директор не следит за финансами предприятия
И не заботится о том, чтобы доходов было больше, чем всех расходов. Такой директор наплевательски относится к рентабельности, к наценке. Он может налегать на продажи или на производство, но упуская детали, может завести компанию в убытки. Хотя целый год все жили припеваючи, деньги на всё, что хотели — тратили. Ну а тут, как обычно внезапно — зима. И у директора, как в басне про стрекозу, начинаются проблемы.

Однажды ко мне пришёл бизнесмен с жалобой на своего директора, который привёл компанию к финансовым убыткам в конце года на 20.000 долларов. «Как же так» — гневно вопрошал бизнесмен. На мой вежливый вопрос «Как вы его контролировали», был даден удивительный по своей наивности ответ: «А никак. Я думал, он сам всё контролирует».

Признак 4: не ведёт группу к целям учредителя, а группа его ведёт к своим целям
Это напоминает кружок по интересам. В начале финансового года учредитель собрал всех ТОП-ов совместно с директором и где-нибудь на Кипре (или просто за городом), разработал стратегию на год.

Все всё красиво записали, поехали назад домой и забыли листы ватмана в отеле (реальный пример). Или не забыли. Но из важного ничего не сделали, а сосредоточились на неважном, но интересном, или простом, или понятном. В результате денег особо больше не стало, цели не достигнуты, но все были при деле, над стратегией все как-бы работали, ругать не за что. Почему так получилось? Просто директор не настаивал на том, чтобы люди делали то, что приведёт к целям. Это сложнее, это требует усилий. Сотрудники не хотят особо этим заниматься. А у директора не хватает сил их заставить. И всё плывёт по накатанной, компания постепенно деградирует, наиболее толковые сотрудники бегут, бестолковые — наоборот, продвигаются выше и выше.

Признак 5: директор не растит ТОП-менеджеров
И сидит он один — супер-мега величина, окружён бездарностями и невзрачными серыми исполнителями. Очень интересно бывает, когда мы с учредителем и его директором разработали структуру, и теперь надо кого-то поставить старшим в продажах. А там некого ставить. Кого-то поставить старшим в производстве. И там никого. Везде старший – директор.

Это здорово увеличивает его самомнение и уровень нужды в нём предприятия. Но это полностью лишает будущего фирму. Как расширяться, если у тебя нет ТОП-ов? А их много у кого нет. И это одна из тех сложностей, которые мешают бизнесу вырасти больше, чем директор может лично потянуть.

Признак 6: директор поощряет и наказывает на основе слухов, а не цифр и фактов
Это данное выглядит банальным. Но если вы поговорите с молодыми бизнесменами, почему они стали такими, вы узнаете, что половину из них на последнем месте работы просто обидели. Чаще всего — в финансовом плане. От них что-то отняли или урезали только потому, что кто-то что-то сказал. Хотя эти ребята показывали рост, выполнение планов. Но именно таких продуктивных любят «съедать» вредители. Им не нужны толковые соперники, иначе на фоне роста показателей одних будет видна некомпетентность других.

Например, я знаю парня, который работал у моих друзей, а потом открыл свой бизнес в близкой сфере. При чём бизнес очень успешный, с представителями в разных странах.

Когда я спросил о причинах ухода, с удивлением услышал, что когда в каких-то подразделениях компании падали показатели, то директор заставлял всех работать больше по времени. А у него маленький ребёнок на тот момент родился и ему хотелось побыть дома побольше. И при этом у его подразделения были самые большие показатели.

Получается, что было подразделение, которые отработало неделю или месяц плохо. И было другое подразделение, которое отработало лучше всех. Директор наказывает всех более ранним приходом на работу. В результате – лучший начальник отдела уходит.

Посмотрите, друзья, на эти признаки, и если вдруг они есть у ваших директоров, то незаметно подложите распечатку с этой статьёй им на стол! А Вам желаю роста Вашего профессионализма и компетентности!

 

Недавно добавленные

22.06.2021
Чтобы вы могли сами себе ответить честно на вопросы, на каком этапе находится строительство вашего саморазвивающегося бизнеса, ответьте себе на вопросы, ставя «+», если ответ положительный, и «-», если ответ отрицательный:
17.06.2021
Не секрет, что сотрудники в компаниях работают не только из-за денег. И люди могут работать быстро и качественно, а могут медленно и с браком. И больше денег не означает более хорошей работы. Еще в советское время был феномен стахановского движения. Когда люди работали, выдавая в несколько раз больше результат, чем от них ожидалось. Какой может быть дополнительный мотив у сотрудника, кроме денег – выполнять планы, давать результаты лучше, чем ожидается?
15.06.2021
Во время консалтинга часто слышу от разных руководителей проблемы перегрузки в работе. Например, есть у меня один знакомый бизнесмен, пусть его зовут Михаилом (например). И жалуется мне Михаил на то, что нет на рынке труда нормальных продавцов. Поэтому ему необходимо самому с утра до ночи погружаться в продажи и на развитие предприятия времени не остаётся
09.06.2021
Когда мы пишем профессиональные инструкции, то время от времени сталкиваемся с таким углом зрения - «зачем нужны скрипты - это только делает роботов из сотрудников». С одной стороны - это так и есть. Время от времени мне звонят разные люди и пытаются что-то продать, и я с легкой заинтересованностью слушаю, как они мне что-то рассказывают или отвечают на вопросы. И здесь бывает два варианта - я спрашиваю или рассказываю что-то нестандартное - и человек со мной общается нормально и мы к какому-то согласию приходим. Или я спрашиваю что-то нестандартное, и продавец, такое впечатление, как спотыкается и дальше все летит кувырком.
31.05.2021
5 советов, которые пригодятся любому бизнес-диверсанту. Что делать, чтобы разрушить свою компанию гарантированно за 1 месяц.