Как настроить бизнес-процессы в компании
Как настроить бизнес-процессы в компании
23.06.2020

Мы все видели компании, которые работают – как часы. 

И мы все видели компании, которые работали, как сломанные часы. 

Давайте поговорим про то, как нам «починить» то, что плохо работает у нас в бизнесе, или улучшить то, что есть. 

Всю работу предприятия можно разделить на некоторое количество действий, которые необходимы для существования и развития предприятия. Такие действия последние годы модно называть – бизнес-процессами. 

В словаре говорят, что «бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных мероприятий или работ, направленных на создание определённого продукта или услуги»

Какие могут быть бизнес-процессы:

  1. Найм и постановка на пост персонала. 
  2. Продажа продукта. 
  3. Заказ товаров у поставщиков. 
  4. Логистика – это сплошной бизнес-процесс. 
  5. Производство продукта. 
  6. И так далее. 

Могут быть сложные вариации, если мы не продаём готовое, а производим штучный продукт под заказ. Тогда у нас вообще бизнес-процесс вообще затрагивает все отделы в компании. И продавцов, и бухгалтеров, склад, закупки, производство, логистику, монтаж, пуско-наладку и так далее до подписания актов о выполненных работах. 

Я, как инженер-системотехник, пять лет обучался строить алгоритмы, упрощать их и заставлять работать максимально точно. Поэтому, когда я приезжаю на консалтинг в какую-либо компанию, то мне сразу в глаза бросаются все неоптимальности в работе подразделений. 

Например, на фабрике мебели три раза останавливают производство, чтобы досогласовать с заказчиком нюансы заказа. Естественно, это сильно удлиняет процесс выполнения работы, увеличиваются сроки и издержки. Себестоимость растёт, прибыль падает, руководство недовольно. 

Или когда продавец находит клиента, потом ищет поставщика, потом ставит заказ на производство, потом контролирует сроки и качество, занимается пуско-наладкой и подписанием акта выполненных работ. 

Давайте попробуем отразить все процессы, которые необходимо сделать для того, чтобы выполнить то, что требуется в виде блок-схемы. 

Например, у нас дистрибьюторская компания. Мы сами не производим, мы заказываем у поставщиков под запрос клиента. Тогда процесс будет выглядеть так:

 

Всё выглядит просто на бумаге. Но, как говорят военные «было просто на бумаге, да забыли про овраги». В жизни становится всё сложнее. Например, у нас слабо организован документооборот, поэтому мы всё с клиентом обсуждаем на словах. 

Тогда в процессе у нас возникает несколько раз лишние движения. Встревоженный клиент делает 100500 звонков в день менеджеру по продажам, уточняя и согласовывая всё. Менеджер мучает бухгалтера, который делает десяток вариантов счетов клиенту. 

Потом всё на словах передаётся закупщику. Ну и ожидаемо, что при доставке товара покупателю у него есть регулярные рекламации. Не тот товар, не то качество, не то количество, не в то время и так далее. 

Даже если у нас с документами порядок, но у нас нет структуры и правил, то наш бизнес-процесс будет несколько раз закольцован – то на менеджере по продажам, то на клиенте, то на закупщике. Добавьте туда дополнительные согласования, рабочие встречи, планёрки. И неожиданные добавления от клиента в заказ. 

Ещё одна печаль современных коммуникаций, если мы создаём группы в мессенджерах (Viber, WhatsApp, Telegram). И у каждого сотрудника появляется два-три десятка очень важных групп, в которых десятки и сотни сообщений, каждое из которых ему надо прочитать – «а вдруг там что-то важное для меня». И работать становится на порядок сложнее, а хаоса становится ещё больше, чем обычно. 

Также наш бизнес-процесс становится похож на кошмар электрика

 

Задание вам: соберите своих ключевых сотрудников и попробуйте прописать последовательность получения продукта в своей компании. Посмотрите, где у нас возникают лишние движения. И напишите простые правила, которые должны помочь сотрудникам делать свою работу быстрее и легче. 

С уважением, Александр Варламов. 

Недавно добавленные

07.05.2021
Я часто бачу керівників різних підприємств, які справляють враження загнаного коня. Вони працюють з усіх сил, робочий день у них починається о шостій ранку і закінчується о другій годині після півночі. Вони вибиваються з сил, щоб підтримати прибуток організації в необхідному розмірі. І при цьому на них навалюється ще купа додаткових справ, які вони беруть на себе з різних причин. Читати далі....
04.05.2021
Представьте себе руководителя, которому сотрудники передают информацию в виде аудиосообщений. Современные мессенджеры это позволяют делать с лёгкостью.
19.04.2021
Что делать и в какой последовательности, если ваш бизнес напоминает постоянно горящий пожар и систему завалов в одном здании. Какие должны быть предприняты действия, чтобы система работа эффективно, а компания могла развиваться и масштабироваться. Без этого нельзя создать франшизу и увеличить своё дело во много раз.
07.04.2021
Как сделать инструкцию сотруднику так, чтобы он через три дня был полезным компании, мог делать то же, что его коллега через полгода обучения. Что должно быть в профессиональной должностной инструкции? Как избавиться от человеческого фактора в бизнесе? Как быстро масштабироваться? Как создать материалы для франшизы и сделать франшизу успешной?
05.04.2021
Одна из проблем современного общества – некомпетентность. Из-за этого происходят катастрофы и войны, что очевидно. И банкротства компаний, что не так очевидно. Очень интересно, когда на собеседование приходят люди, работавшие раньше в продажах, с гордостью рассказывают про свои успехи, а на вопрос о том, почему ушли, отвечают – компания обанкротилась.